Экономисты АлтГУ работают над точками роста Алтайского района

В рамках стратегического проекта «Устойчивое развитие территорий Алтая в трансграничном пространстве» эксперты МИЭМИС приступили к реализации крупного проекта – исследованию рынка мараловодческой продукции и разработке стратегии маркетинга для крупнейшего мараловодческого хозяйства Алтайского края и третьего по поголовью в России – ООО «Гея», производящего пантопродукцию под брендом «Белый марал». Цель заказчика – обновить линейку функциональных продуктов из панта марала и вывести на рынок новые туристические продукты и услуги. Для этого  планируется инициировать проект  «Пантовый Алтай» как основу оздоровления и организации современного отдыха.   

Панты марала используются по всему миру как в чистом виде, так и для изготовления оздоравливающих пищевых добавок, продуктов функционального питания для спортсменов, косметических средств.  По оценкам специалистов, мировой рынок функциональной пищи оценивается в десятки миллиардов долларов США.

Объединенный рынок Китая и Кореи – крупнейшие потребители пантопродукции в мире, они закупают более 200 тонн сырья ежегодно, производя из них различную продукцию для внутренних и внешних рынков. Что важно – из России рога продаются по 310-340 долларов за килограмм, а после переработки один килограмм рогов в виде препаратов стоит в Корее уже 1000 долларов и больше. Для нашей страны основной сбыт – это экспорт сырья, российский рынок пантопродукции развит довольно слабо, а производством качественной функциональной продукции практически никто не занимается. Однако, коронавирус и глобальные локдауны внесли свои коррективы – работать с экспортом стало сложнее, а спрос на оздоравливающую продукцию на внутреннем рынке – вырос. Здоровьесбережение стало важным трендом в обществе и получило активную поддержку со стороны государства через национальные проекты. В программе академического лидерства «Приоритет 2030», в которой участвует АлтГУ, проблеме здоровьесбережения посвящен один из стратегических проектов. Для производителей функциональной продукции из пантов марала самое время для обновления линейки продукции и услуг!

Современное мараловодческое хозяйство – это целая экосистема, в которой пант марала проходит полный «жизненный цикл»: от рождения на пастбище оленёнком до срезки, переработки, и использования в препаратах или процедурах. Маркетинг для такого хозяйства – сложная система, базирующаяся на нескольких ключевых продуктах.

Оптовые поставки за рубеж, как правило, организованы по сложившейся годами традиции — покупатель, чаще всего — из Ю. Кореи, приезжает к поставщику из России, и оценивает на месте качество продукта. Все коммуникации и работы проходят через фирмы-посредники. Конкуренция здесь строится по цене и наработанной базе заказчиков. На розничном же рынке пантопродукции – законы традиционные, играют важную роль цена, упаковка, продвижение, удобная система покупки.  

На маркетплейсах России представлено более 350 различных типов продукции – БАДы в виде капсул, таблеток, порошков, косметическая продукция – крема, маски, функциональное питание для спортсменов и продукция «с добавлением панта марала» — всё, от меда, сыра и шоколада, до чая. Высоким спросом пользуется мясо марала – в заморозке и полуфабрикатах. «Гея» и ее «Белый марал» от рынка не отстают, они были одними из первых, кто вышел с пантопродукцией на отечественные рынки. Однако, дизайн и тренды не стоят на месте, визуальная часть упаковки сегодня выглядит архаично.

Варианты обновленного дизайна упаковки продукции.

В последние годы также возрос спрос на отдых на маральнике. Традиционно, туда приезжали целенаправленно на лечение и за процедурами – «пантовые ванны» известная и популярная оздоровительная процедура. Сегодня аудитория отдыхающих расширилась – уединенный отдых в предгорьях Алтая очень востребован, и внутренний турпоток существенно вырос. Для продвижения на туристическом рынке разработаны 3 ключевых туристских продукта с понятными коммуникационными образами:

  • «Белый марал Health» (лечение на территории маральника, пантовые ванны). Аудитория: пенсионеры, люди, целенаправленно приезжающие лечиться.
  • «Белый марал Relax» (уединенность базы и упор на СПА, прогулки по терренкурам, эко-туризм, автотуризм). Аудитория 25-50, с детьми, желающие отдохнуть от большого города, с вылазками в «дикую природу» и активностью, но не желающие расставаться с комфортом размещения.
  • «Белый марал Wild» (кемпинги, активный и экстрим отдых, сплавы, квадроциклы). Аудитория 25-50, любят активный отдых, не любят скопление людей в санаториях и отелях, хотят более «дикого отдыха» – в кемпингах и глэмпингах. Для них подойдет рыбалка, сплавы, продолжительные конные прогулки и прочие активности.