Онлайн академическая мобильность студентов: новые возможности

Трансформация взглядов на образовательные процессы охватывает систему обучения повсеместно. Не осталась в стороне и академическая мобильность студентов. Согласно результатам исследования Международной ассоциации университетов, для 31% высших образовательных учреждений пандемия создала новые возможности для международного академического сотрудничества… Виртуальная мобильность и/или совместная образовательная деятельность в дистанционном формате интенсифицировались в 60% высших учебных заведений (Карпинская Е. Дистант — временная мера или новые возможности для развития? — https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/distant-vremennaya-mera-ili-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya/).

         Действительно, в процессе подобной мобильности появляются новые перспективы роста: получение знаний в других университетах, находясь дома, в родной стране. При этом это может быть как мобильность в рамках полной образовательной программы, так и в пределах только семестра, а также в контексте нескольких дисциплин и даже одного предмета. Преимуществами такой совместной коллаборации является возможность использования новых образовательных технологий, актуальных форм интеграции обучения: смешанного, гибридного, инклюзивного. В то же время, это — обмен опытом и знаниями, а также и относительная экономичность сотрудничесва.

         Казахский национальный университет имени аль-Фараби (www.kaznu.kz) реализует в своих стенах различные направления виртуальной мобильности студентов. Такую возможность используют университеты-партнеры.  В рамках Соглашения о сотрудничестве Алтайский Государственный Университет (www.asu.ru) направил 46 студентов 2-го курса по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Экономика» в КазНУ имени аль-Фараби на кафедру «Бизнес-технологии» для прохождения такого рода академической мобильности. Успешно на данный момент проводится онлайн-обучение по дисциплине «Организация рекламной деятельности», предусматривающая совместную работу преподавателя и студентов на протяжении 15 недель по лекционному материалу, заданиям семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. Активно используется для этого система дистанционного обучения университета MOODLE. Данный формат обучения значительно расширяет возможности академической мобильности студентов за счет перезачета дисциплин в ее рамках. Над этим проектом сплоченно работают заведующий кафедрой, зам. зав. кафедрой по учебной работе, основной преподаватель дисциплины и его непосредственный координатор.

         Кафедра «Бизнес-технологий» КазНУ имени аль-Фараби планирует и дальше развивать возможности академической мобильности, горизонты которой открываются в виртуальном формате, учитывая ситуацию общественной жизни.  Так, «испытания» проходят по организации и проведению международных олимпиад, гостевых лекций, совместных конференций и исследовательских проектов.

Авторы: к.э.н., доценты Ахметова З.Б., Кожамкулова Ж.Т.; ст. преподаватели Турлыбекова Н.М., Шуренов Н.Б. — кафедра «Бизнес-технологии» КазНУ имени аль-Фараби

  1. Ахметова Зауреш Болатхановна – к.э.н., ассоциированный профессор (доцент), заведующая кафедрой «Бизнес – технологии» КазНУ имени аль – Фараби;
  2. Кожамкулова Жанна Тазабековна – к.э.н., доцент кафедры «Бизнес – технологии» КазНУ имени аль – Фараби;
  3. Турлыбекова Надира Максутовна – старший преподаватель «Бизнес – технологии» КазНУ имени аль – Фараби;
  4. Шуренов Нурсултан Бекетович – старший преподаватель «Бизнес – технологии» КазНУ имени аль – Фараби.