Безвузовый режим: как коронавирус повлиял на платное образование

Союз студентов попросил правительство помочь пережить эпидемию.

Из-за эпидемии коронавируса многие студенты, учащиеся на коммерческой основе, потеряли возможность оплачивать свое образование. В связи с этим Всероссийский студенческий союз направил в правительство России и Минобрнауки обращение с просьбой оказать им финансовую поддержку и произвести перерасчет за «дистанционные месяцы». Инициативу уже поддержала заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Платить нечем

Всероссийский студенческий союз попросил правительство России и Министерство высшего образования и науки оказать финансовую поддержку студентам, обучающимся на платной основе (письмо имеется в распоряжении «Известий»). В обращении отмечается, что родители многих студентов остались без источников доходов, а сами учащиеся потеряли подработку. Ежедневно в союз, студенческие профкомы, студсоветы, деканаты и администрации вузов поступают сообщения от обучающихся о неплатежеспособности.

В связи с этим организация просит рассмотреть возможность оказать учащимся, обратившимся за помощью, материальную поддержку и снизить стоимость обучения платникам за период дистанционной учебы, а также профинансировать вузы и сузы всех форм собственности.

В системе образования имеются ресурсы на осуществление этих предложений, считают авторы инициативы. Значительная часть денежных средств на поддержку студенчества имеется на счетах вузов и сузов, а механизмы перерасчета стоимости и предоставления скидок работали и до эпидемии, говорится в письме.

— Ситуация тяжелая во всех вузах страны, потому что платники составляют половину всего российского студенчества. По закону им могут выдавать материальную помощь только из внебюджетных средств, поэтому реализовать это сложно, — отметил в беседе с «Известиями» председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко.

Есть вариант взять академический отпуск, но массовый отток таких студентов приведет к проблемам в образовательном процессе, считает Олег Цапко.

— Ни ректоры, ни деканы никогда не будут призывать студентов уходить в академический отпуск. Из денег платников формируется зарплатный фонд учебного заведения, и его уменьшение приведет к сокращению преподавательского состава и даже закрытию некоторых отделений, — пояснил представитель студенчества.

По его словам, год обучения в региональных вузах в среднем стоит 90–100 тыс. рублей, в столичных — 350 тыс. рублей. Заведения, где могли бы подрабатывать студенты, закрыты, предложений на рынке труда практически нет, а курьерами можно трудоустроиться только в Москве.

— Сложившаяся ситуация является форс-мажорной для всех. Многие семьи уже лишились доходов, и адресные выплаты обучающимся существенно помогли бы в этот непростой период. Ведь они продолжают учиться дистанционно, и это подчас требует новых затрат на технику и интернет, в то время как возможностей для подработок сейчас нет, — сказала в беседе с «Известиями» Любовь Духанина. — А дополнительная поддержка вузам позволила бы частично компенсировать расходы на обучение студентов-платников.

Банки — тоже

Согласно данным Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ, из 4 млн студентов, обучающихся в российских вузах в текущем учебном году, 53,5% (2,2 млн человек) платят за свое образование.

— Есть очень большая разница и по специальностям, и по формам обучения, — отметила заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. — К примеру, по общественным наукам в 2019 году 83% учились платно, а по сельскому хозяйству, отдельным инженерным специальностям, математическим и научным, наоборот, 80% учились за счет бюджета. В здравоохранении, культуре и искусстве — пополам. В педагогике — тоже примерно пополам.

Ситуация в разных сферах и регионах очень неравномерная, пояснила она, и в связи со сложившейся обстановкой очень многие направления «просядут».

— Обычно родители помогают студентам на первом и начале второго курса. После этого ребята стараются заработать на учебу самостоятельно — в секторе ресторанов, кафе, магазинов, — сказала эксперт. — Сейчас эти все возможности резко перекрыты, и вряд ли они возобновятся так быстро, потому что удар по малому бизнесу нанесен очень серьезный.

Снизить стоимость образования в период дистанционной учебы не так просто, отметила в беседе с «Известиями» ректор РГСУ, член Общественной палаты России Наталья Починок.

— Есть такое понятие, как себестоимость образовательного процесса (базовая стоимость), нормативные затраты, вуз должен ее придерживаться. На ее основе определяется стоимость бюджетного места, — сказала она.

По словам Ирины Абанкиной, входившей в рабочую группу по нормативам Минобрнауки, стоимость учебы ежегодно растет на 15–20% и существенно обгоняет темпы инфляции, из-за чего платникам приходится сложно даже в условиях обычной жизни.

— Есть возможность установить скидки, но они не могут быть более 20%. И для этого нужно обоснование, ученый совет. Нельзя просто всем без разбору установить эти льготы, — сказала профессор.

По мнению Натальи Починок, есть два выхода из ситуации: либо разницу между пониженной платой за учебу и нормативной стоимостью погасит государство, либо необходимые затраты профинансируют кредитные организации.

— Я склоняюсь к тому, чтобы банковские инстанции тоже включились, вместе с правительством, и предоставили студентам возможности по получению комфортных ссуд, получить финансирование по низкой процентной ставке, — заявила она. — Это было бы необременительно. Потому что погашение кредита начнется позже, при получении работы. А оплата процентов происходит по истечении сроков обучения.

Ранее, 22 апреля, министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявлял, что ведомство обсуждает вопрос пересмотра стоимости обучения в вузах. Однако готового пакета мер поддержки пока нет. Минобрнауки на момент публикации заметки не ответило на запрос «Известий».

Ярослава Костенко

Елена Сидоренко

Источник: Известия
https://iz.ru/1007753/iaroslava-kostenko-elena-sidorenko/bezvuzovyi-rezhim-kak-koronavirus-povliial-na-platnoe-obrazovanie